История профессиональной образовательной организации

Факты, события, судьбы

Даты:

1911 год, февраль - открытие первых подготовительных педагогических курсов;

1921 год, 1 сентября - курсы были преобразованы в педагогический техникум;

1937 год, ноябрь - открытие Валуйской медицинской школы;

2009 год, 1 января - реорганизация медицинского училища и педагогического колледжа. Образовано новое учебное заведение среднего профессионального образования – Валуйский колледж, который включает два отделения – педагогическое и медицинское.

История педагогического училища почти совпала с границами века, и отразила его величайшие достижения и трагедии. Архивные документы, статистические отчеты, статьи газет, помогают представить историю становления одного из старейших учебных заведений области, Воспоминания современников дополняют картину и делают ее понятной, близкой, живой.

Скупые цифры статистики 1897 года:

  • общая грамотность населения в Валуйском уезде – 15,3 %;
  • среди женщин – 4,8%;
  • более 1/ 3 детей школьного возраста «… принуждены расти без всякого образования»;
  • в 39 населенных пунктах уезда школы не отрыты – не хватало учителей.

Понимая необходимость просвещения для развития буржуазной экономики, уездная земская управа в 1908 г. обратилась в Министерство Народного Просвещения с ходатайством об открытии постоянных педагогических курсов по подготовке учителей для начальной школы.

Но только в феврале 1911 года последовало открытие постоянных подготовительных пятимесячных педагогических курсов.

В состав первого педагогического коллектива входили:

  • учитель общей и педагогической психологии – Андронова Евгения Андреевна;
  • законоучитель – Дикарев Тихон Васильевич, священник Покровской церкви слободы Панской;
  • учитель математики и физики – Преображенский Николай Андреевич;
  • учитель русского языка и истории – Вырова Евгения Семеновна;
  • учитель естествознания – Буренин Глеб Сергеевич;
  • учитель пения Брезинский Сергей Георгиевич.

Преподавались следующие предметы: закон Божий, история литературы, математика, физика, химия, история, минералогия, общая психология, педагогическая психология и логика, педагогика, музыка, география, пение.

В 1911-1912 годах обучалось 27 слушателей. Интересно распределение по сословиям: дети дворянства и чиновников – 1 человек; духовного звания – 2 человека; городских сословий - 4 человека; сельских сословий – 19 человек; почетных граждан – 1 человек.

В 1911-1912 годах обучалось 27 слушателей. Интересно распределение по сословиям: дети дворянства и чиновников – 1 человек; духовного звания – 2 человека; городских сословий - 4 человека; сельских сословий – 19 человек; почетных граждан – 1 человек.

Будущие учителя были ориентированы на работу в сельских школах, поэтому в 1912 - 1913 г. стали изучать основы садоводства, пчеловодство, черчение с практическим уклоном. Изучались вопросы экспериментальной педагогики.

В 1917 году был назначен новый заведующий педагогическими курсами – Ушаков А.К. Бывший заведующий, выпускник Духовной Академии, видимо, новую власть не устраивал. Весь 1917 год состоял из собраний, встреч, митингов. Слушатели педкурсов работали в лазаретах, детских приютах, озеленяли город, давали концерты.

В первые годы советской власти система педагогического образования была неустойчивой, типы и сеть педагогических учебных заведений часто менялись. С 1 сентября 1921 года курсы были преобразованы в педагогический техникум. Открылись 2 отделения - школьное и дошкольное. Программа для отделений была единой и отличалась всего несколькими дисциплинами на старших курсах. Изменение статуса повлекло введение в учебный план новых дисциплин: обществоведения, истории искусства, высшей математики, западно-европейской литературы. Но на подготовке специалистов сказывалось отсутствие наглядных пособий, реактивов, приборов. Не хватало постоянных преподавателей. Заниматься приходилось в неприспособленных помещениях. Вмешательство правления местных властей спасло учебное заведение от закрытия и очередного преобразования. В 1922 году школьное отделение окончили 14 человек (5 юношей и 9 девушек); дошкольное – 9 человек. 29 августа 1923 года был ликвидирован Ютановский педтехникум (бывшая Гатчинская гимназия) и присоединен к Валуйскому педагогическому техникуму. Несколько преподавателей переехали работать в Валуйки. Техникум был переполнен – 160 человек. Материальное положение учащихся было тяжелым. Таким же было положение и преподавателей. Зарплата была мизерной (8 рублей), это в два раза меньше, чем у учителей школ.

Валуйский педагогический техникум был единственным средним специальным учебным заведением в уезде и даже на территории сегодняшней Белгородской области. Он стал центром педагогического образования в уезде и центром культурной жизни города. Желающих поступить было много. Однако знания были настолько слабые, что многие не выдерживали испытание. В первую очередь принимали комсомольцев. Поступающие имели разный уровень подготовки:

  • 7-летнюю школу закончили – 5 человек;
  • выше 7 – летней школы – 11 человек;
  • 10-летнюю среднюю общеобразовательную – 24 человека.

Состав поступающих был пестрым и по возрасту (от 16 до 24 лет).

В середине 20-х годов значительно снизился уровень преподавания: только 50% персонала имели высшее образование. Учебников почти не было. Сказывалось не только мизерное финансирование учебных заведений, но линия Наркомпроса РСФСР. «Учебники вообще должны быть изгнаны из школы». (Циркулярное письмо отдела единой школы). Учиться было трудно, но слабоуспевающих не отчисляли, а оставляли на повторный курс. Коренным образом изменился состав учащихся. Детей рабочих и крестьян было 63 %, а в 30-х годах еще больше.

Профессия учителя в 30-е года была значимой, особенно в селе Учитель был всегда на виду, пользовался авторитетом. Учитель был уважаемым и почитаемым человеком. Он получал деньги за свой труд. Колхозники денег не получали. (Из воспоминаний Будника А.П.) Пять директоров педагогического техникума сменилось в тридцатые годы. Причины были разные.

Любовь к Родине, необыкновенная энергия, жизнерадостность – отличительные черты поколения тридцатых годов.

В 1941 году был самый большой довоенный выпуск. Многие выпускники Валуйского педагогического техникума с первых дней войны оказались на фронте. Вот имена некоторых из них: Полухин Николай, Аладьин Иван, Шеметов Ефим, Батлук Алексей, Чужинов А., Волконитин П., Будник Алексей, Романова Татьяна, Галыгина А., Лякина Полина, Басова Мария, Пахомова Анна, Рязанова Вера, Безлепкина Юлия, Матвеев Василий и многие-многие другие. Большинство учеников того времени могли сказать о своем военном прошлом так, как сказала на встрече с выпускниками 1941 годы Колесникова А.Г.: «Во время войны работала там, где нужно. Таково было требование того трудного времени». Великая Отечественная война явилась проверкой высоких нравственных качеств наших выпускников. На некоторое время во время войны занятия были прекращены. Приступили к учебным занятиям после освобождения города от немецко-фашистких захватчиков в 1943 году. На 1943 – 1944 учебный год предполагалось набрать 100 человек, но на начало сентября было зарегистрировано 46 человек. Так как продолжалась война, студенты получали дополнительную специальность- телеграфист. Коллектив учителей и учащихся шефствовал над двумя палатами раненых, ежедневно дежурили в госпитале.

С 1944-45 года увеличился прием учащихся. Возвращаются с фронта и с эвакуации преподаватели. Занятия проходили в две смены.

С 1943 по 1950 год подготовлено около 500 учителей начальных классов. Юноши и девушки жили активной жизнью. В училище были созданы хор, струнный оркестр, вокальный ансамбль. Прошедшие ад войны учащиеся не боялись высказывать свою точку зрения, говорить открыто о недостатках. Это были молодые люди со сложившимися представлениями о жизни, долге, патриотизме, ответственности. Поколение желающее учиться, получить, профессию, приносить пользу. В 50-е годы студенческий и преподавательский коллективы были активными проводниками линии коммунистической партии.

Однако в середине 50-х годов развитию средних специальных педагогических учебных заведений недостаточно уделялось внимания. Не велось капитального строительства, план приема снизился до уровня первых послевоенных лет. Не способствовало развитию педагогического училища и текучесть руководящих кадров.

Положение изменилось с назначением на должность директора Валуйского педучилища Пивнева Н.П. Основной своей задачей он считал создание высококвалифицированного педагогического коллектива. Он тщательно подбирал кадры, приглашал на работу только после всестороннего ознакомления с работой учителя.

Увеличился выпуск учителей:

  • в 1961 г. – 120 человек;
  • в 1962 г. – 150 человек;
  • в 1963 г. – 180 и более человек;

В эти годы большое внимание уделялось созданию системы воспитательной работы с учащимися. Огромное значение придавалось развитию культуры и спорта. 

Развивалась работа кружков и секций. 60-е годы вошли в историю и как годы начала стройотрядовского движения.

Происходит расширение Валуйского педагогического училища. Открываются новые отделения: в 1960 году – дошкольное; в 1964 году – заочное; в 1967 году – музыкальное.

К семидесятым годам Валуйское педучилище сложилось как ведущий центр среднего специального педагогического образования области.Здесь получали образование юноши и девушки Донецкой, Харьковской, Луганской областей. Преподаватели Валуйского педучилища оказывали методическую помощь сельским школам района. Увеличилось количество групп. С мая 1972 года было начато строительство пристройки к основному зданию. Стали создаваться народные университеты, в задачу которых входила пропаганда знаний из различных областей. Одним из направлений воспитательной работы было патриотическое воспитание молодежи. Развивать интерес к истории родного края, формировать основы научного мировоззрения будущего учителя, накапливать краеведческие знания – такие задачи стояли перед историко-краеведческим клубом. Не могла остаться без внимания клуба и Великая Отечественная война. Следопыты разыскивали ветеранов, записывали их рассказы, устраивали встречи.

В 1976 – 77 учебном году открывается пионерское отделение училища. Основной задачей, которого была подготовка старших пионерских вожатых. Учащиеся пионерского отделения были организаторами интересных мероприятий городской пионерской организации: проводили занятия школы пионерского актива, были вожатыми в школах города. За годы работы пионерское отделение сделало 15 выпусков.

В 80-е годы училище полностью переходит на кабинетную систему обучения. Кабинеты пополняются современными техническими средствами. К 1980 году Валуйское педагогическое училище подготовило 10000 учителей.

Главное богатство Валуйского педагогического училища – его выпускники. В разные годы они покинули его стены, но одинаково достойно несут высокое звание учителя. Многие из них удостоины звания заслуженного учителя школы. Выпускники педучилища достигли значительных успехов в разных областях знаний. Вступая в 3 тысячелетие, коллектив Валуйского колледжа полон новых замыслов и уверен, что с каждым годом будет повышаться престиж учебного заведения, социальная значимость учительской профессии.

Неоценима роль музея, созданного в Валуйском педагогическом колледже еще в прошлом веке и обновленном недавно, в канун празднования 95-летия учебного заведения. Ведущим направлением в работе музея является поисково-собирательная и научно – исследовательская работа, которой занимаются преподаватели и студенты колледжа. В результате многолетней работы музея собран не только письменный, документальный и фотографический материал, но и интересная коллекция учебников первой половины XX века, по которым тогда учились студенты, теперь уже ставшие мастерами педагогического дела. Представленный на стендах документально-исторический материал рассказывает о нелегком пути становления колледжа, начатого с двухгодичных педагогических курсов 1911 года до сегодняшних дней. Студенты колледжа гордятся тем, что в этих же стенах учились такие известные люди, как великий полководец, генерал Н.Ф. Ватутин; учительница Е. Махортова, расстрелянная немцами во время оккупации; учительская династия Браиловых; выпускник 1939 года В.И. Матвеев,который погиб на фронте в 1943 году; А.М. Иванов, директор Валуйской средней школы №2, в годы войны – партизан.

Справки, приказы, указы, грамоты, дипломы и другие экспонаты говорят о трудовых достижениях педагогов тех лет. Даты педагогической деятельности свидетельствуют о том, что профессии отдана вся жизнь. Что, как не любовь к своим учащимся, как не профессиональный долг, стремление воспитать достойное отечественное учительство давало силы нашим преподавателям прошлых лет: Путилину С.И., Денисенко Г.Ф., Медведеву А.Д., Будник А.П., Добрынину Г.А. и другим.

В воспоминаниях они пишут о том, что всегда помнили о своем предназначении, о преданности своему делу, о любви к детям.

Книга отзывов, содержит благодарности бывших выпускников разных лет нашего колледжа. Это дает студентам ощущение своей причастности к плеяде этих замечательных людей, что укрепляет чувство гордости, уверенности в правильном выборе профессии.

В день празднования 95-летия колледжа 12 декабря 2006г. гостям научно-практической конференции представилась возможность познакомиться с новой экспозицией музея «К 95-летию колледжа – 95 учительских династий». На выставке были использованы материалы, которые в течение многих месяцев были собраны самими студентами. В каждом проекте рассказывалось о династии учителей, их детях, племянниках, внуках, которые продолжают служить этой профессии.

В 1911-1912 годах обучалось 27 слушателей. Интересно распределение по сословиям: дети дворянства и чиновников – 1 человек; духовного звания – 2 человека; городских сословий - 4 человека; сельских сословий – 19 человек; почетных граждан – 1 человек.

Будущие учителя были ориентированы на работу в сельских школах, поэтому в 1912 - 1913 г. стали изучать основы садоводства, пчеловодство, черчение с практическим уклоном. Изучались вопросы экспериментальной педагогики.

В 1917 году был назначен новый заведующий педагогическими курсами – Ушаков А.К. Бывший заведующий, выпускник Духовной Академии, видимо, новую власть не устраивал. Весь 1917 год состоял из собраний, встреч, митингов. Слушатели педкурсов работали в лазаретах, детских приютах, озеленяли город, давали концерты.

В первые годы советской власти система педагогического образования была неустойчивой, типы и сеть педагогических учебных заведений часто менялись. С 1 сентября 1921 года курсы были преобразованы в педагогический техникум. Открылись 2 отделения - школьное и дошкольное. Программа для отделений была единой и отличалась всего несколькими дисциплинами на старших курсах. Изменение статуса повлекло введение в учебный план новых дисциплин: обществоведения, истории искусства, высшей математики, западно-европейской литературы. Но на подготовке специалистов сказывалось отсутствие наглядных пособий, реактивов, приборов. Не хватало постоянных преподавателей. Заниматься приходилось в неприспособленных помещениях. Вмешательство правления местных властей спасло учебное заведение от закрытия и очередного преобразования. В 1922 году школьное отделение окончили 14 человек (5 юношей и 9 девушек); дошкольное – 9 человек. 29 августа 1923 года был ликвидирован Ютановский педтехникум (бывшая Гатчинская гимназия) и присоединен к Валуйскому педагогическому техникуму. Несколько преподавателей переехали работать в Валуйки. Техникум был переполнен – 160 человек. Материальное положение учащихся было тяжелым. Таким же было положение и преподавателей. Зарплата была мизерной (8 рублей), это в два раза меньше, чем у учителей школ.

Валуйский педагогический техникум был единственным средним специальным учебным заведением в уезде и даже на территории сегодняшней Белгородской области. Он стал центром педагогического образования в уезде и центром культурной жизни города. Желающих поступить было много. Однако знания были настолько слабые, что многие не выдерживали испытание. В первую очередь принимали комсомольцев. Поступающие имели разный уровень подготовки:

  • 7-летнюю школу закончили – 5 человек;
  • выше 7 – летней школы – 11 человек;
  • 10-летнюю среднюю общеобразовательную – 24 человека.

Состав поступающих был пестрым и по возрасту (от 16 до 24 лет).

В середине 20-х годов значительно снизился уровень преподавания: только 50% персонала имели высшее образование. Учебников почти не было. Сказывалось не только мизерное финансирование учебных заведений, но линия Наркомпроса РСФСР. «Учебники вообще должны быть изгнаны из школы». (Циркулярное письмо отдела единой школы). Учиться было трудно, но слабоуспевающих не отчисляли, а оставляли на повторный курс. Коренным образом изменился состав учащихся. Детей рабочих и крестьян было 63 %, а в 30-х годах еще больше.

Профессия учителя в 30-е года была значимой, особенно в селе Учитель был всегда на виду, пользовался авторитетом. Учитель был уважаемым и почитаемым человеком. Он получал деньги за свой труд. Колхозники денег не получали. (Из воспоминаний Будника А.П.) Пять директоров педагогического техникума сменилось в тридцатые годы. Причины были разные.

Любовь к Родине, необыкновенная энергия, жизнерадостность – отличительные черты поколения тридцатых годов.

В 1941 году был самый большой довоенный выпуск. Многие выпускники Валуйского педагогического техникума с первых дней войны оказались на фронте. Вот имена некоторых из них: Полухин Николай, Аладьин Иван, Шеметов Ефим, Батлук Алексей, Чужинов А., Волконитин П., Будник Алексей, Романова Татьяна, Галыгина А., Лякина Полина, Басова Мария, Пахомова Анна, Рязанова Вера, Безлепкина Юлия, Матвеев Василий и многие-многие другие. Большинство учеников того времени могли сказать о своем военном прошлом так, как сказала на встрече с выпускниками 1941 годы Колесникова А.Г.: «Во время войны работала там, где нужно. Таково было требование того трудного времени». Великая Отечественная война явилась проверкой высоких нравственных качеств наших выпускников. На некоторое время во время войны занятия были прекращены. Приступили к учебным занятиям после освобождения города от немецко-фашистких захватчиков в 1943 году. На 1943 – 1944 учебный год предполагалось набрать 100 человек, но на начало сентября было зарегистрировано 46 человек. Так как продолжалась война, студенты получали дополнительную специальность- телеграфист. Коллектив учителей и учащихся шефствовал над двумя палатами раненых, ежедневно дежурили в госпитале.

С 1944-45 года увеличился прием учащихся. Возвращаются с фронта и с эвакуации преподаватели. Занятия проходили в две смены.

С 1943 по 1950 год подготовлено около 500 учителей начальных классов. Юноши и девушки жили активной жизнью. В училище были созданы хор, струнный оркестр, вокальный ансамбль. Прошедшие ад войны учащиеся не боялись высказывать свою точку зрения, говорить открыто о недостатках. Это были молодые люди со сложившимися представлениями о жизни, долге, патриотизме, ответственности. Поколение желающее учиться, получить, профессию, приносить пользу. В 50-е годы студенческий и преподавательский коллективы были активными проводниками линии коммунистической партии.

Однако в середине 50-х годов развитию средних специальных педагогических учебных заведений недостаточно уделялось внимания. Не велось капитального строительства, план приема снизился до уровня первых послевоенных лет. Не способствовало развитию педагогического училища и текучесть руководящих кадров.

Положение изменилось с назначением на должность директора Валуйского педучилища Пивнева Н.П. Основной своей задачей он считал создание высококвалифицированного педагогического коллектива. Он тщательно подбирал кадры, приглашал на работу только после всестороннего ознакомления с работой учителя.

Увеличился выпуск учителей:

  • в 1961 г. – 120 человек;
  • в 1962 г. – 150 человек;
  • в 1963 г. – 180 и более человек;

В эти годы большое внимание уделялось созданию системы воспитательной работы с учащимися. Огромное значение придавалось развитию культуры и спорта. Развивалась работа кружков и секций. 60-е годы вошли в историю и как годы начала стройотрядовского движения.

Происходит расширение Валуйского педагогического училища. Открываются новые отделения: в 1960 году – дошкольное; в 1964 году – заочное; в 1967 году – музыкальное.

К семидесятым годам Валуйское педучилище сложилось как ведущий центр среднего специального педагогического образования области.Здесь получали образование юноши и девушки Донецкой, Харьковской, Луганской областей. Преподаватели Валуйского педучилища оказывали методическую помощь сельским школам района. Увеличилось количество групп. С мая 1972 года было начато строительство пристройки к основному зданию. Стали создаваться народные университеты, в задачу которых входила пропаганда знаний из различных областей. Одним из направлений воспитательной работы было патриотическое воспитание молодежи. Развивать интерес к истории родного края, формировать основы научного мировоззрения будущего учителя, накапливать краеведческие знания – такие задачи стояли перед историко-краеведческим клубом. Не могла остаться без внимания клуба и Великая Отечественная война. Следопыты разыскивали ветеранов, записывали их рассказы, устраивали встречи.

В 1976 – 77 учебном году открывается пионерское отделение училища. Основной задачей, которого была подготовка старших пионерских вожатых. Учащиеся пионерского отделения были организаторами интересных мероприятий городской пионерской организации: проводили занятия школы пионерского актива, были вожатыми в школах города. За годы работы пионерское отделение сделало 15 выпусков.

В 80-е годы училище полностью переходит на кабинетную систему обучения. Кабинеты пополняются современными техническими средствами. К 1980 году Валуйское педагогическое училище подготовило 10000 учителей.

Главное богатство Валуйского педагогического училища – его выпускники. В разные годы они покинули его стены, но одинаково достойно несут высокое звание учителя. Многие из них удостоины звания заслуженного учителя школы. Выпускники педучилища достигли значительных успехов в разных областях знаний. Вступая в 3 тысячелетие, коллектив Валуйского колледжа полон новых замыслов и уверен, что с каждым годом будет повышаться престиж учебного заведения, социальная значимость учительской профессии.

Неоценима роль музея, созданного в Валуйском педагогическом колледже еще в прошлом веке и обновленном недавно, в канун празднования 95-летия учебного заведения. Ведущим направлением в работе музея является поисково-собирательная и научно – исследовательская работа, которой занимаются преподаватели и студенты колледжа. В результате многолетней работы музея собран не только письменный, документальный и фотографический материал, но и интересная коллекция учебников первой половины XX века, по которым тогда учились студенты, теперь уже ставшие мастерами педагогического дела. Представленный на стендах документально-исторический материал рассказывает о нелегком пути становления колледжа, начатого с двухгодичных педагогических курсов 1911 года до сегодняшних дней. Студенты колледжа гордятся тем, что в этих же стенах учились такие известные люди, как великий полководец, генерал Н.Ф. Ватутин; учительница Е. Махортова, расстрелянная немцами во время оккупации; учительская династия Браиловых; выпускник 1939 года В.И. Матвеев,который погиб на фронте в 1943 году; А.М. Иванов, директор Валуйской средней школы №2, в годы войны – партизан.

Справки, приказы, указы, грамоты, дипломы и другие экспонаты говорят о трудовых достижениях педагогов тех лет. Даты педагогической деятельности свидетельствуют о том, что профессии отдана вся жизнь. Что, как не любовь к своим учащимся, как не профессиональный долг, стремление воспитать достойное отечественное учительство давало силы нашим преподавателям прошлых лет: Путилину С.И., Денисенко Г.Ф., Медведеву А.Д., Будник А.П., Добрынину Г.А. и другим.

В воспоминаниях они пишут о том, что всегда помнили о своем предназначении, о преданности своему делу, о любви к детям.

Книга отзывов, содержит благодарности бывших выпускников разных лет нашего колледжа. Это дает студентам ощущение своей причастности к плеяде этих замечательных людей, что укрепляет чувство гордости, уверенности в правильном выборе профессии.

В день празднования 95-летия колледжа 12 декабря 2006г. гостям научно-практической конференции представилась возможность познакомиться с новой экспозицией музея «К 95-летию колледжа – 95 учительских династий». На выставке были использованы материалы, которые в течение многих месяцев были собраны самими студентами. В каждом проекте рассказывалось о династии учителей, их детях, племянниках, внуках, которые продолжают служить этой профессии.

С 1 января 2009 года в результате реорганизации медицинского училища и педагогического колледжа образовано новое учебное заведение среднего профессионального образования – Валуйский колледж, который включает два отделения – педагогическое и медицинское.

История медицинского отделения

18 сентября 1936 года Совет народных комиссаров СССР принимает Постановление № 1649 «О подготовке средних медицинских, зубоврачебных и фармацевтических кадров», а Наркомат здравоохранения на его основании утверждает Положение о средних медицинских школах.

Во исполнение документа Курский облисполком, а затем Валуйский исполком депутатов трудящихся выделил для Валуйской медицинской школы, начавший отчет своей истории в ноябре (месяц начала собственно занятий) 1937 года, отдельное здание, а также общежитие для учащихся. В ходе реализации упомянутого Постановление Правительства СССР на территории Курской области, включающей до 1954 года и территорию Белгородчины, было открыто 12 медицинских образовательных учреждений для подготовки средних медицинских специалистов. Позже эта сеть медшкол закрепляется дополнительно приказом по Наркомату здравоохранения № 280 от 13 мая 1938 года.

Создание на территории Белгородчины 4-х медицинских разнопрофильных школ (Белгород, Старый Оскол и Валуйки) позволило в бурные годы первых пятилеток, а именно уже к 40-м годам XX столетия, решить в определённой степени проблему дефицита медицинских кадров, а значит укрепления здоровья населения. А после того – восполнить нехватку медиков в годы Великой Отечественной войны и по её окончании.

Курсы медицинских сестер работали до 1936 года, так как в 1937 году все функции по подготовке средних медицинских работников перешли в Валуйскую школу медицинских сестер.

Заведующая детской поликлиникой врач-педиатр Шингарева Екатерина Васильевна – первый организатор и директор медицинской школы убедила 13 выпускников курсов продолжить обучение в школе медицинских сестер. Эти 13 человек стали первыми учащимися школы. Всего в 1937 году было принято 100 учащихся и сформировано 3 группы: А, В, С. Прием учащихся проводился на базе семилетнего образования неполной средней школы.

Сегодняшнее здание училища сохранилось почти в первоначальном виде до наших дней (по улице 9 Января, № 43), оно является учебным корпусом № 1 и охраняется как памятник архитектуры.

Преподавание вели опытные врачи-учителя Маракушина Е. М., Беловолова Е. И., Кашников В. И., Стрижевский А. Д., Попов А. И., Мерецкий Н. Г., Петрушенко П. Н. и др.

Впоследствии в училище сформировался целый ряд династий медицинских работников, преподавателей, которые внесли большой вклад в дело подготовки средних медицинских работников для практического здравоохранения: Литвиненко, Лепетюха, Головченко, Шумские, Калюжные, Беспалько, Одинцовы, Семенюк, Сергеевы. Практика для получения первичных профессиональных навыков проводилась на базе Валуйской центральной районной больницы и на базе железнодорожной больницы в терапевтическом, хирургическом и детском отделениях; практикум по микробиологии проводился на базе санитарно-эпидемиологической станции; практика по акушерству и гинекологии проводилась в гинекологическом и родильном отделениях.

В 1939 году состоялся первый выпуск медицинских сестер. Выпускники 1939, 1940, 1941 годов были призваны в армию и распределены для работы в госпиталях, а некоторые учащиеся 2-го курса ушли добровольцами на фронт. Выпускники 1941 года успели сдать государственные испытания. но свидетельства об образовании получить не успели – все преподаватели ушли на фронт, многие из которых работали в госпиталях.

Решетнякова Мария Кузьминична, выпускница 1941 года, вспоминает:

«Мы любили свою Родину, верили в Победу. Были налеты вражеской авиации, рвались бомбы, снаряды, под снегом и дождем приходилось стоять на посту. От тяжелых ран на руках умирали солдаты, и мы провожали их в последний путь. Быть хорошей медсестрой – надо иметь всегда доброе сердце, умелые руки, знать в совершенстве свое дело».

Анализируя качество подготовки медицинских сестер, особенности учебно – воспитательного процесса в этот период времени, можно сделать вывод о том, что практически все выпускники стали хорошими специалистами, профессионалами в своем деле, ими руководило чувство ответственности и сострадания к людской боли. С 1942 года по январь1943 года Валуйки находились в зоне оккупации, занятия в медицинском училище не проводились.

После освобождения города от немецко – фашистских захватчиков занятия возобновились. В 1943 – 1945 годах училище осуществляет набор на сестринское и фельдшерское отделения. Училище размещалось в небольшом здании, занимало пять классных комнат.

В 1945 году возвращается с фронта директор Валуйского медицинского училища Клевцов М.А. и работает в этой должности до 1952 года.

В июне 1953 года на должность директора ВМУ назначается Петрушенко П.Н.

С 1956 года по 1964 год директором работал Цитланадзе И.И.

В 1964 году директором училища был назначен Умрихин Леонид Кузьмич, который занялся активной работой по улучшению материальной базы училища. Была осуществлена пристройка к старому зданию, построен дополнительный новый учебный корпус, котельная, столовая, приобретена новая мебель, наглядные пособия, технические средства. Активное участие в строительстве принимали преподаватели и учащиеся.

Затем директорами училища были Головченко Е.Е., Андреев Ю.В., Казаков В.А.

С 1986 года по 2007 год медицинское училище возглавляла Калюжная Т.Т., в 2008 году директором училища назначена Боброва И.А.